Мы видим предмет благодаря тому, что он осве­щен. Но свет неодинаково освещает предмет: где-то светлее, где-то темнее. Эта степень освещённости пред­мета называется светотенью. Светотень зависит от пред­мета: она может быть круглой, прямоугольной и т.д. Объём предме­ту придаёт тон, который наносится на предмет в виде штриховки. А штриховка, в свою очередь, также зависит от формы предмета: пред­мет круглой формы штрихуется по кругу, а предмет прямоугольной формы выполняют штриховкой под углом. Лучи света на более вы­пуклых и блестящих поверхностях как бы собираются в одной точке, образуя блики света. Они особенно заметны на стеклянных и полиро­ванных поверхностях. То есть блики — это светлые пятна с чёткими границами. Блик — самое светлое пятно на поверхности предмета.

Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке

 

Как уже было сказано, чтобы сделать предмет объёмным, нуж­но сделать тоновые переходы. Для этого краску, по цвету соответ­ствующую самому тёмному месту изображаемого предмета, нано­сят на рисунок начиная с самого тёмного тона — это будет тень. Далее, не дав краске высох­нуть, границу тени размывают водой (об­макнув кисточку в чистую воду) — это бу­дет полутень. Затем таким же способом (то есть размыв границу полутени водой) полу­чают светлый участок предмета. Используя этот метод, который у художников назы­вается размывным, можно получить изоб­ражение более объёмной фигуры, а пере­ходы от света к тени получаются очень мягкие.

Этот рисунок выполнен размывным методом. Художник использовал толь­ко чёрную краску.

 

 

 

Попробуем, используя этот метод, нарисовать цветочный гор­шок с цветами. Сначала определяем высоту и ширину растения и горшка. Замечаем, как относится высота горшка к растению.